Династия Галеевых (Баруди)

Все личности

Меценаты, просветители, общественные деятели

Псевдоним Баруди в переводе означает «Пороховой» и указывает на то, что именно в Пороховой слободе г.Казани начала прорисовываться основная линия династии Галеевых. Здесь 13 сентября 1832 года у «отставного рядового» Ибнамина Галеева и его жены Хуснульхаят родился сын Мухаметзян.

Грамотный, энергичный, обладающий несомненным талантом общественного деятеля предприниматель Мухаметзян вошел в среду влиятельных людей губернского центра. М.И.Галеев почти тридцать лет без перерыва, с 1875 года выполнял обязанности гласного городской Думы, избирался членом городской Управы (1875-1880), казанского городового сиротского Суда, торговой депутации (1880-1890), купеческим старостой и др.

Будучи глубоко верующим мусульманином, Мухаметзян-бай особо чтил те заповеди Корана, в которых говорится о помощи ближнему, старался неотступно следовать им. Несколько десятилетий подряд он был практически бессменным попечителем магометанского кладбища в Ново-Татарской слободе, выделяя каждый год немалые средства на его нужды. А в ноябре 1898 года купец выступил инициатором очень важного мероприятия. Заручившись поддержкой самых влиятельных торговых фамилий города — Апанаевых, Юнусовых, Утямышевых, Аитовых, Галикеевых, Сайдашевых, он подает прошение городскому голове с просьбой о разрешении учредить в Казани Благотворительное общество, целью которого являлось бы «облегчение участи нуждающихся жителей-мусульман Казанской губернии и их семейств путем оказания им постоянных или единовременных пособий, доставление способов для призрения престарелых магометан и воспитание детей обоего пола». Власти удовлетворили прошение, и Мухаметзян Галеев уже в качестве одного из руководителей общества сразу же взялся за переоборудование дома Юнусовых под помещение мусульманской богадельни.

По своим взглядам и устремлениям Мухаметзян Ибнаминович Галеев, безусловно, принадлежал к новой формации татарского купечества. Он был грамотным и чрезвычайно любознательным человеком. При каждом удобном случае покупал книги, старинные рукописи и в конце концов собрал большую библиотеку. Соответственно в духе гуманизма воспитал он и четверых своих сыновей. Лишь один из них — Газизжан — продолжил торговое дело отца, трое других — Галимзян, Салихзян, Абдрахман, получив образование в медресе Бухары, Турции, Египта, Аравии, посвятили свою жизнь Аллаху, став священнослужителями в казанских приходах. Старшему из них, Галимзяну, суждено было обессмертить фамилию рода.

М.И.Галеев учредил в махалле второе, после Сагитовского медресе, получившее имя своего основателя — название «Мухаммадия». Для него Мухаметзян-бай в 1883 году по проекту архитектора М.Ермолаева на дворовом участке, принадлежавшем 5-й соборной мечети (ныне ул. Тукаевская, д.34) построил одноэтажное кирпичное здание. Здесь и начал педагогическую работу Г.Баруди.

В 1887 году ученый отправился в хафи, намереваясь по пути остановиться в мусульманских центрах — Турции, Египте и Аравии, чтобы там послушать лекции знаменитых исламских правоведов, философов, ближе познакомиться с наследием и современным духовным состоянием восточного мира. Из этой поездки Г.Баруди вынес одно глубокое убеждение — прогресс мусульманских народов невозможен без приобщения их к достижениям европейской и мировой цивилизации. Он еще раз убедился в правильности выбранной им стези и теперь уже, невзирая на трудности, начал решительную ломку средневековых устоев национального просвещения.

В 1917 году Г.Баруди избрали муфтием Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. В 1920 году Г.Баруди подарил молодой Татарской республике самое свое большое богатство — личную библиотеку, насчитывающую 4288 томов — библиотеку, которую начал собирать еще в середине XIX века его покойный отец. В дальнейшем она составила основу восточного фонда Научной библиотеки КГУ имени Н.И.Лобачевского. Галимзян мулла буквально до последнего вздоха продолжал заниматься богоугодными делами. Он скончался в 1921 году в Москве, куда приехал, чтобы обсудить в правительстве чрезвычайные меры для оказания помощи голодающим Поволжья.