Наследие

Династия Каримовых

Казанские купцы, книготорговцы, издатели.
Выходцы из деревни Большой Чиркилей Саратовской губернии. Братья Шарифзян (1850 – ?), Мухаметзян (25 августа 1853 г. – ?), Хасан (1872 – ?) Мингазетдиновичи 
Мухаметзян и Шарифзян, в ранние годы приехав в Казань, прошли курс богословских наук под руководством знаменитого имама Ш.Марджани. Общение с замечательным ученым и просветителем оказало воздействие на всю их последующую судьбу. Занятие предпринимательством для братьев Каримовых стало означать не только получение прибыли, достижение общественного успеха, а быть может, в первую очередь, служение духовным интересам нации. Поэтому они и выбрали непростую коммерческую специализацию - издание и продажу по всей России татарской литературы.
В 1897 г. были записаны во II гильдию казанского купечества.
В 1898 г. создали «Торговый дом в образе Товарищества на вере под фирмой братьев Каримовых». Отец братьев, казанский купец Мингазетдин Каримов, в 1892 г. открыл типографию, которая располагалась на Тихвинской улице в собственном доме (сведений о ее деятельности не имеется). Видимо, она перешла в ведение его сына М.М.Каримова, купца II гильдии, который в 1900 г. открыл типографию и словолитню (в 1909 г. была вновь переведена в собственный дом на Тихвинской улице, где до этого размещалась типография его отца). Распорядителем работ стал М.М.Каримов. В товарищество вошли также его братья Ш.М. и Х.М. Каримовы, каждый из которых внес пай в 7 тысяч рублей. Товарищество было организовано для торговли книгами и другими товарами, в том числе галантерейными. Товариществом были напечатаны 2 издания книги Ш.Марджани «Мљстәфадел-әхбар фи әхвали вә Болгар» («Источники по истории Казани и Булгара», 1885; 2 издание, 1897). На средства братьев Каримовых были изданы также заметки Ш.Марджани, написанные им во время путешествия в арабские страны («Рихләт әл-Мәрҗани» – «Путешествие Марджани», 1897) (составлены Р.Фахретдином). Заказы на эти издания размещались в различных типографиях города. Книготорговая фирма братьев Каримовых в начале 1900-х гг. занимала 2 номера в корпусе Усманова на Сенной площади. Продажа книг шла на Макарьевской, Ирбитской, Мензелинской и Симбирской ярмарках. Отделения Торгового дома имелись в городах Оренбург, Уфа (управляющий — –Х.Каримов). Каримовы распространяли свои издания также в Индии, Турции, арабских странах. Дороговизна книготорговли и книгоиздательства потребовала создания собственной типографии.
В 1900 г. открыли типографию и словолитню, где издавались религиозно-дидактическая, научно-популярная и художественная литература, учебники и другое.
Имелись 3 скоропечатные типографские машины, 2 типографских станка, 96 пудов 36 фунтов шрифтов на русском и татарском языках и прочее. В том же году стала действовать и словолитня. В 1901 г. открылась литография и печатное заведение братьев Каримовых получило название «Матбагаи Каримия». Первоначально в типографии работало 11 человек, в 1902 г. – 32, в 1902–1905 гг. – 34–45, в 1915 г. – 50 человек. В 1917 г. типография имела 3 большие типографские (1«американка», 2«бостонки») и 2 литографские машины. В словолитне имелось 65 пудов шрифтов, в месяц их изготавливалось 15 пудов. На базе этой словолитни, словолитен Идрисова, «Магарифа» и первой государственной типографии была создана крупнейшая государственная словолитня, которая снабжала шрифтами типографии не только Казани и губернии, но и Поволжья, Сибири, Туркестана, Азербайджана, Украины.
Первые издания – «Мәҗмәгел ләтаиф» («Сборник анекдотов», 1900), пьеса Г.Камала «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша», 1900) и другие. За 10 месяцев 1900 г. вышло 36 книг на татарском языке общим тиражом 433,1тысяч экземпляров. В дальнейшем ежегодно издавалось до 130 книг общим тиражом около 1,5 миллиона экземпляров. В 1901–1917 гг. было выпущено 1763 издания, что составило более 20 миллионов экземпляров.
В начале ХХ в. типография выпускала половину всех печатавшихся в Казани книг на татарском языке (по количеству названий – 1/3). Почти все издания Каримовы реализовывали через свой книжный магазин: сочинения средневековых авторов; учебники для татарских новометодных школ – азбуки, самоучители, пособия по грамматике, учебники по арифметике, географии («Самоучитель татарского языка русским и русского языка татарам» Ш.Рахматуллина выдержал около 10 изданий). Типографская база позволяла выпускать географические карты, школьные атласы в монохроматических красках. Печатались книги, посвященные обрядам и догматике ислама, правилам чтения Корана, нравоучительно-дидактического характера, Коран (17 изданий), молитвенники и другое. Большое место в репертуаре изданий отводилось научно-популярным сочинениям по медицине, сельскому хозяйству, ремесленничеству, книгам по отечественной истории. Издавались сборники татарских народных песен, сказок, загадок, анекдотов Ходжи Насретдина и прочее. Основное место среди изданной продукции занимали произведения художественной литературы: сочинения М.Гафури, М.Файзи, Н.Думави, Ф.Карими, Г.Кулахметова и других авторов. Были изданы переводы на татарский язык произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, русских народных сказок; повестей «Принц и нищий» М.Твена, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна; сказки «Гадкий утенок» Х.К.Андерсена и других. Имелись книготорговые каталоги братьев Каримовых (1890, 1897, 1914), каталог книг книгоиздательства «Сабах» (1908). Печатались газеты «Баянельхак» (1907), «аль-Ислах» (1908–1909), «Тавыш», «Юлдуз» (1909, 1912), «Кояш» (1912, 1914, 1915), журнал «Яшен» и другие.
Наличие в книгопечатном заведении братьев Каримовых необходимого оборудования поставило их в независимое от других типографий положение; массовость и многообразие изданий, крупные тиражи, экономия на качестве бумаги и художественном оформлении сделали их книжную продукцию дешевой и прибыльной.
Большое значение в определении направления издательского дела имели личные связи братьев Каримовых. Знакомство с Г.Камалом, А.Г.Хасани из круга татарских социал-демократов привело к тому, что в типографии печатались газета «Рабочий» Казанского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) (1917), материалы Мусульманского социалистического комитета, в апреле 1919 г. – газета «Красный воин» на русском, татарском, чувашском, марийском языках. Наряду с листовками и воззваниями продолжали выпускаться книги на татарском языке.
В июне 1919 г. типография была национализирована, объединена с типографией «Магариф» и стала называться шестой государственной типографией. В этом же году на Восточный фронт были переданы ее переплетные машины.
Сам Книгоиздательский комплекс Каримовых состоял из магазина оптовой галантерейной и книжной торговли (ежегодный оборот 300 тысяч рублей) и типолитографии (ежегодный оборот 100 тысяч рублей). Торговый дом Каримовых имел филиалы в России почти во всех регионах компактного проживания татар.
Каримовы являлись последователями идей Ш.Марджани, сторонниками либеральных преобразований.
В 1912 г. они начали издавать газету «Кояш» (Солнце). Общественно-политическая, литературная газета либерально-демократического направления, не следующая программе ни одной партии.

Место и время издания - Издавалась в Казани с 10 декабря 1912 г. по 23 июня 1918 г., с начала ежедневно, затем 3 раза в неделю.

Издано 1245 номеров.

Редактор и издатель – З. Садретдинов.

С редакцией сотрудничали Ф. Амирхан, Г. Тукай, Г. Нугайбек и др.

Среди активных авторов – Я. Айманов, М. Ахмеров, И. Биккулова, С. Валидов, Г. Газиз, Г. Гисмати, Г. Лутфи, М. Мастукаев, Г. Мухамметзянов, С. Нигматулла, Д. Парчинский, А. Стогов, Г. Шараф, С. Юсупов, Ф. Яушев и др.

«Кояш» – первая татарская газета, получавшая на собственный счет телеграммы Российского телеграфного агентства. На ее страницах размещались материалы, посвященные политической обстановке в стране и мире, в частности, сведения о Балканских войнах представлялись в несколько ином ключе, чем в русской печати. Как и другие татарские газеты, «Кояш» сочувствовала туркам-мусульманам, рассказывала о страданиях беззащитных мусульман. В период 1-й мировой войны проблемы оказания помощи раненым воинам и беженцам не сходили со страниц издания.

«Кояш» освещала работу мусульманской фракции в Государственной думе, критиковала депутатов-мусульман за пассивность. Подробно рассматривалась деятельность татарских благотворительных, культурно-просветительских организаций. Немало места уделялось вопросам образования, в том числе введению всеобщего образования, недостаточности учебных заведений для татар; газета призывала к увеличению внимания к прикладным наукам в процессе обучения, введению нового метода в женских татарских школах и т.д.

После революционных событий 1917 г. в тематике издания на первый план выходят вопросы национально-освободительного движения татар, деятельность Всероссийских съездов мусульман, ряда мусульманских организаций (Мусульманского комитета, Миллэт Меджлиси, Милли Идаре и др.).

На протяжении всего времени издания на страницах «Кояш» публиковались произведения татарских писателей, рецензии и отзывы на татарские театральные постановки, книги, подробно освещалась культурная жизнь татарского общества.

Среди основных рубрик: «Государственная дума», «Из мира Ислама», «Торговля и промышленность», «Литература», «Музыка и театр», «Библиография» и др.

Благодаря хорошему материальному обеспечению издания в нем размещалось много оригинальных материалов, в отличие от остальных татарских газет, печатавших в большом количестве статьи из турецких и российских изданий.


Источник: https://tatarica.org/ru/razdely/istoriya/novoe-vremya/personalii/
Онлайн - энциклопедия Tatarica
Литература
Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII – начало XX веков). Казань, 1994.
«Правила внутреннего распоряжения...». Казань, 1900.
Каримуллин А.Г. Татарская книга начала ХХ века. Казань, 1974.
Мифтахов З.З. Развитие полиграфической базы в Татарии (октябрь 1917–1927 гг.) // Здравствуй, книга! Казань, 1989.

Татарская энциклопедия. Казань, 2006. Т.3;

Пресса Казани ХIХ–ХХI вв. Казань, 2016;

Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание. Казань, 2017;

Казанская периодика ХIХ–ХХI вв.: Энциклопедический справочник для средств массовых коммуникаций. Казань, 2018.

Личности
Made on
Tilda