Медресе "Мухаммадия"

Все дома

Адрес: ул.Г.Тукая д. 34
Категория: памятник регионального значения

Адрес:ул.Г.Тукая д. 34
Категория: памятник регионального значения
Год строительства: 1888г.
Состояние: действующее

Здание медресе “Мухаммадия, где учились в 1889-1897гг. писатель и драматург Камал Галиаскар, в 1893-1897гг. революционер -большевик Хусаин Ямашев, в 1895-1904гг. писатель и общественный деятель Фатих Амирхан, в 1900-1906гг., драматург и артист Карим Тинчурин, в 1905-1914гг. революционер -большевик Камиль Якубов и один из первых татарских композиторов Султан Габяши.” Здание расположено в глубине участка под углом к уличной застройке.

После поэтапного возведения здание к началу 20 в. приобрело сложную конфигурацию. Трехэтажное здание включает основной корпус с сильно выступающим правым ризалитом, к которому пристроен трехэтажный объем. Особенность последнего в том, что его торцовый фасад, обращенный в сторону улицы, решен параллельно красной линии застройки. Поэтому один угол пристроя тупой, а другой - острый. Кроме этого, третий этаж его решен ниже, чем у основного корпуса. В левой половине основного корпуса пробит арочный проезд в заднюю половину двора. По высоте уличный фасад разделен на этажи ступенчатыми карнизами, параллельно которым тянутся подоконные карнизы и филенчатые фризы. Внутренняя структура здания выявлена на фасадах рустованными и филенчатыми лопатками. Стены первого этажа рустованы, а карниз декорирован поребриком и модульонами. Ритмично расположенные на уличном фасаде окна обрамлены на каждом этаже разными наличниками. Пучковидные окна 1-го этажа обрамлены профилированным наличником с замковым камнем. Окна 2-го этажа завершены лучковым сандриком. Окна 3-го - обрамлены наличниками с прямым сандриком и своеобразно рустованными боковыми сторонами. Широкий фриз с филенками и ступенчатыми кронштейнами и небольшой карниз завершают декоративное оформление уличных фасадов основного корпуса и пристроя. Парапетные столбики с полукруглым завершением и ступенчатые аттиковые стенки над торцовым фасадом пристроя, ризалита и арочным проездом основного корпуса создают определенный ритм в завершении фасадов. Памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики классицистического направления.

Здание является самым крупным и специально предназначенным для духовного обучения мусульман в дореволюционной России.