Наследие

Мечеть Нурулла

Адрес: ул. Московская, д. 74/15
Памятник федерального значения

Построена в 1845-1849 гг., предположительно, по проекту архитектора А.К. Ломана коммерции советниками братьями Ибрагимом и Исхаком Юнусовыми на средства, завещанные их отцом — купцом первой гильдии Губайдуллой Мухаметрахимовичем Юнусовым. В 1890-1908 гг. обязанности имам-хатыба исполнял видный общественный и политический деятель, издатель газеты «Азат» Габдулла Абдулкаримович Апанаев (1861-1919 гг.).
Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики от 16 ноября 1929 г., а минарет разобран. В 1992 г. возвращена государством общине верующих и получила современное название. В 1990-1995 гг. мечеть реставрировалась и реконструировалась с восстановлением минарета по проекту архитектора Р.В. Билялова.
Расположена по диагонали квартала и минаретом выходит на угол пересечения ул. Московская и Парижской коммуны. Угол квартала застроен по периметру одно-двухэтажными зданиями бывших торговых лавок Сенного базара, а ныне используемых как служебные помещения мечети «Нурулла». Сенная мечеть, в основу архитектурно-планировочного решения которой положен типовой проект 1844 г., отличалась от традиционных татарских мечетей с минаретом на крыше и послужила прототипом для многих последующих мусульманских культовых построек Казанской губернии. Относится к типу зальной, купольной мечети с примыкающим с северной стороны наземным минаретом. Двухэтажное здание в форме вытянутого восьмигранника в плане имеет объемное каскадно-ярусное построение. Первый этаж имеет служебно-хозяйственное назначение. Овальное внутреннее пространство основного этажа разделено арками на молельные залы. Снаружи симметричный объем с выступающей по высоте центральной частью перекрыт килевидным, слегка приплюснутым по форме, куполом с луковичной главкой. Купол на невысоком цилиндрическом основании в интерьере центрального зала раскрывается полусферой. Прямоугольные окна первого света молельных залов на фасадах обрамлены наличниками с упрощенными килевидными сандриками. По оси купольного объема расположено круглое окно второго света с розеткой витража из цветных стекол. Михрабный выступ на южном фасаде отсутствует. К северному торцу основного объема примыкает более низкий вестибюльный пристрой, покрытый трехскатной крышей. Низкий объем коридора, связывающего основной объем мечети с минаретом, дополняет каскадную композицию мечети, объемной доминантой которой служит купол, а вертикальной - минарет. Романтический образ мечети сложился не только благодаря каскадно-ярусному построению основного объема мечети с купольным завершением, но в большей степени из-за формы минарета, напоминающей булгарские минареты. Впервые после многовекового перерыва в монументальной культовой архитектуре татар сделана попытка соединить разорванную связь времен и традиций. На шестигранном тамбуре с конусовидным покрытием установлен утоняющийся кверху цилиндрический ствол минарета. Он завершен невысоким, чуть увеличенным в диаметре, ярусом с небольшими прямоугольными проемами, ассоциирующимися с зубцами средневековых башен. Конусный шатер с изломом в основании венчает минарет. По винтовой лестнице практически глухого ствола можно подняться на круглый балкон на металлических кронштейнах и с ажурным кованым ограждением. В нижней части ствол минарета раскрепован узкими ложными окнами с тонким обрамлением и килевидным сандриком. Круглые небольшие проемы под балконом слабо освещают лестницу минарета. Конусовидный переход в основании минарета покрыт металлическими листами. Цилиндр под ним раскрепован полукруглыми нишами с килевидным завершением архивольтов. Несколько оживляют монументальные формы мечети фигурные филенки, обрамляющие круглые окна на боковых фасадах, и кессонированные лопатки. Интерьеры реконструированы по проекту Р.В.Билялова. Полукруглый купол бирюзового цвета парит над залом. Витражи круглых окон отбрасывают на пол и стены зала цветные пятна света. Комната для омовений на первом этаже облицована мрамором и украшена декоративным фонтаном с резной чашей. Памятник татарской культовой архитектуры, являющийся этапным в ее развитии и положивший начало распространению нового типа мечетей с наземным минаретом в торце здания, выдержан в стиле эклектики национально-романтического направления.

Поставлен на охрану: Указ Президента РФ № 176 от 20.02.95 г.
Архитектура
Made on
Tilda