Наследие

Здание Апанаевского медресе

Адрес: ул.Ш.Марджани, д. 28
Памятник регионального значения

Построено в 1877г. по проекту архитектора П.И.Романова. Апанаевское медресе Казани считалось одним из самых солидных и крупных мусульманских учебных заведений в Поволжье. История его становления восходит к 1770-м г., когда в Казани была выстроена вторая каменная мечеть, также именуемая Апанаевской, и учрежден мусульманский приход со своим собственным учебным заведением. Традиции этого медресе как первостатейного конфессионального училища с ортодоксальным, но добротным религиозным образованием складывались на протяжении десятилетий. Его преподаватели - высокообразованные богословы бухарской школы (И. и С.Сагитовы, М.Мухаметрахимов и др.) ежегодно собирали вокруг себя сотни шакирдов из разных уголков Российской империи. Только в одном 1875г. медресе насчитывало более 300 учащихся.
В начале 20 в. во многом благодаря деятельности имама К.Салихова в этом учебном заведении произошли глубокие внутренние изменения. Здесь появились новые педагоги, выросшие из числа шакирдов, расширился круг преподаваемых предметов. Светские науки сильно потеснили сферу узкорелигиозных дисциплин. Арабский язык в училище преподавал Ахметхади Максуди -известный педагог-методист, журналист, издатель газеты "Йолдыз". В русском классе медресе обучал детей арифметике и русскому языку драматург Гафур Кулахметов (1881-1918гг.).
Здесь в разные годы учились: выдающийся татарский писатель Гаяз Исхаки (1878 - 1954), известный ученый-богослов Муса Багиев (1873 - 1949гг.), депутат II и III Государственных Дум Садри Масуди (1875- 1945гг.), его брат, Ахметхади Максуди, а также писатели З.Бигиев, Г.Камал, М.Гали, А.Шамов, народный певец К.Мутыги, один из лидеров татаробашкирского национального движения Заки Валиди (1890 - 1970гг.) и другие представители тюркской интеллигенции.
Медресе расположено на берегу озера Кабан в Старо-татарской слободе и представляет собой тип общественного здания периода эклектики. Прямоугольный неоштукатуренный объем стоит продольной стороной вдоль красной линии улицы, перекрыт вальмовой крышей. Композиция главного фасада, обращенного к озеру, симметричная. Центральная часть в 2 окна на каждом этаже выделена фланкирующими ее пилястрами и пологим щипцовым фронтоном, выступающим над карнизом заподлицо с плоскостью фасада. По каждую сторону от нее расположены по 4 окна на каждом этаже. Этажи разделены междуэтажным и подоконным поясами, проходящими по всему периметру здания. Первый этаж рустован, прямоугольные окна без наличников украшены замковыми камнями. Окна второго этажа имеют рамочные наличники и прямоугольные сандрики. Венчают здание гладкий фриз и карниз несложного профиля. Торцовые части имеют по 4 окна на каждом этаже. Со стороны двора примыкает современный пристрой.
Является памятником гражданской архитектуры в классицистическом стиле.
Архитектура
Made on
Tilda